Период |
Основные факты |
|||||||||||||||||||||
II тысячелетие до н.э. |
Вавилонские клинописные тексты эпохи Хаммурапи. |
В древнем Вавилоне решение некоторых вопросов
хозяйственного и научного характера приводило к геометрической прогрессии. Найдена
глиняная дощечка с клинописным текстом, расшифрованным одним англичанином -
ассириологом. Этот текст рассказывает о том, какая часть лунного диска
освещается солнцем в каждые из 15 дней от новолуния до полнолуния. Увеличение
освещенной части диска в течение пяти дней подчиняется закону геометрической
прогрессии с знаменателем 2, а в последующие 10 дней- закону арифметической
прогрессии с разностью 16. |
||||||||||||||||||||
II тысячелетие до н.э. |
Египетские папирусы |
Папирус Ахмеса (Ринда) был
обнаружен в 1858. В 1870 до н. э. папирус был расшифрован, переведён и издан.
Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным
египетским задачником, дошедшим до наших дней. В папирусе Ахмеса содержится
задача, в которой требуется найти сумму n членов геометрической
прогрессии, зная первый её член и знаменатель. |
||||||||||||||||||||
VI век до н.э. |
Римский автор Боэций |
Термин «Прогрессия» от
латинского слова «движение вперед». В математике это понятие определялось
так: это всякая последовательность чисел, построенная по такому закону,
который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном
направлении. В конце
средних веков и в начале нового времени этот термин перестаёт быть
общеупотребительным. В XVII веке, например, Дж. Грегори употребляет
вместо прогрессии термин «ряд», а другой видный английский математик, Дж.
Валлис, применяет для бесконечных рядов термин «бесконечные прогрессии». В
настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случаи числовых
последовательностей. |
||||||||||||||||||||
II век до н. э. |
Древний Китай |
В задачах на геометрические прогрессии китайской
«Математики в девяти книгах» знаменатель равен 2. Формул суммирования здесь
нет. По содержанию некоторые китайские задачи трактуют о растущей или
убывающей производительности труда ткачих. |
||||||||||||||||||||
II век до н. э. |
Древняя Греция |
У греков теория геометрических прогрессий
была связана с так называемой непрерывной геометрической пропорцией: a:b = b:a, в котором числа a, b, c образуют
геометрическую прогрессию со знаменателем . |
||||||||||||||||||||
III век до н.э |
Евклид, Древняя Греция |
В книге «Начала» вывел формулу для вычисления
суммы членов геометрической прогрессии. |
||||||||||||||||||||
I век до н.э |
Архимед, Древняя Греция |
В “Исчислении песчинок” Архимед
впервые сопоставляет арифметическую и геометрическую прогрессии,
устанавливает между ними связь: 1, 2, 3, 4, 5, … 10, 102, 103,
104, 105, … и указывает на связь между
ними. Например: 103·105=103+5=108, т.е. для умножения двух
членов геометрической прогрессии достаточно сложить соответствующие члены
арифметической прогрессии и взять полученную сумму в качестве показателя 10. В ходе своих исследований по вычислению площади
круга Архимед нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии со
знаменателем 1/4, что явилось первым примером появления в математике
бесконечного ряда… |
||||||||||||||||||||
Начало нашей эры |
Индия |
Издавна большой популярностью пользуется
следующая задача легенда: «Индийский царь Шерам позвал к себе
изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за
остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царём, потребовал за первую клетку
шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 и т.д.
оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это «скромное»
желание Сеты». В этой задачи речь идёт о суммировании геометрической
прогрессии 1, 2, 22, 23, … 263. Её сумма
равна: 264-1=18 446 744 073 709 551 615. Такое количество зёрен
пшеницы можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в
2000 раз больше поверхности Земли. |
||||||||||||||||||||
XIII век |
Леонардо из Пизы, Италия |
Еще в древности занимался
решением практических нужд торговли. Перед монахом стояла задача определить,
с помощью какого наименьшего количества гирь можно взвесить товар? В своих
трудах Фибоначчи доказывает, что оптимальной является такая система
гирь: 1, 2, 4, 8, 16… Это одна из первых
ситуаций, в которой людям пришлось столкнуться с геометрической прогрессией. В труде Леонардо «Книга абака» в XII главе
приводятся задачи на применение арифметической и геометрической прогрессий. |
||||||||||||||||||||
XI век |
Древняя Россия |
В «Русской
правде» встречаются задачи на прогрессии. Пример: «Вычислить
приплод от 22 овец за 12 лет при условии, что каждая овца ежегодно приносит
одну овцу и одного барана». |
||||||||||||||||||||
XV век |
Никола Шюке |
В книге «Наука о числах» сопоставляется
арифметическая и геометрическая
прогрессия, даётся общее правило для суммирования любой бесконечно малой
убывающей геометрической прогрессии. |
||||||||||||||||||||
XVI век |
Михаил Штифель, Германия |
Книга немецкого математика Михаила Штифеля
«Общая арифметика», содержит такую таблицу:
|
||||||||||||||||||||
XVII век |
Пьер Ферма, Франция |
Общая
формула для вычисления суммы любой бесконечно убывающей геометрической
прогрессии была выведена в первой половине XVII
века несколькими математиками (среди них был французский математик Пьер
Ферма) |
||||||||||||||||||||
XVIII век |
Леонтий Магницкий, Россия |
Значительное
количество задач на прогрессии имеется в первом учебнике России «Арифметике»
Л.Ф.Магницкого. В течение полувека эта книга была основным учебником в
России. Прогрессии в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого включены в пятую часть
книги «О прогрессиях и радикалах квадратных и кубических». |
||||||||||||||||||||
XVIII век |
Англия |
Введены обозначения для арифметической и
геометрической прогрессий. |
||||||||||||||||||||
XIX век |
Франция |
В соответствии с геометрической прогрессией
определяются размеры типографского шрифта. |
Понятие «прогрессия» возникло и исторически
развивалось из практической деятельности человека, это подтверждают задачи на прогрессии, дошедшие до нас из
древности. Это понятие известно так
давно, что нельзя точно определить, кто его открыл. В развитие теории о
прогрессиях внесли свой вклад ученые Архимед, Пифагор и его ученики, немецкие
математики М. Штифель, Н. Шюке и К.
Гаусс.
Много задач на арифметическую и геометрическую прогрессию даны в старых учебниках по математике, в занимательных
книгах по математике.
«Математика – это язык,
на котором говорят все точные науки»